Изменим медиа на лучшее |
08-03-2022 |

С первого сентября студента-журналиста готовят к ответственности перед обществом. Но проходит время, знание "вложены", горизонты определены, а инерция судьбы - отвечать известным социальным ожиданиям и стереотипам массового сознания - приводит к разрыву контакта с живой реальностью. Журналист говорит уже не с людьми, а с виртуальными фигурами, мыслит категориями "борьбы" за свободу слова, честь и достоинство. Он знает, что написано, говоря словами Евгения Замятина, на "большой скрижали", но где-то там за стеклом зеленеет трава и поют живые птицы ...
Попытки создать для студентов возможность прикоснуться к практике журналистской рабо ты зисередины профессии привели к моделированию ситуаций, продуктивных для самоисследования. Одна из них состоялась благодаря приглашению на мастер-класс по социальной и этнической психологии, поступило от ассистентов кафедры общей психологии ТНУ им. В. И. Вернадского Ирины Брунов-Калисецькои и Ольги Духнич.
Во время работы в фокусе дискуссии оказалась информационная ситуация вокруг конфликта в Бах чисараи летом 2006 года. На примере текстов, опубликованных в прессе и в сети, студенты рассматривали методы формирования "образа врага" в восприятии читателей. Для эффективности организации наблюдений были использованы материалы сборника "Язык мой Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ", заключенного Александра Верховского при активном участии Татьяны Локшиной, Юрия Джибладзе, Юрия Казакова и Анны Севортьян. Студентам-журналистам предложили проанализировать "Виды языка вражды" и, отталкиваясь от накопленного опыта, написать информационные сообщения о конфликте в Бахчисарае.
Российский вариант мониторинга: виды языка вражды
A. прямые и непосредственные призывы к насилию (т.е. в связи с конкретной ситуацией, с указанием объекта насилия);
B. призывы к насилию в виде общих лозунгов (провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т. п.; в виде абстрактных призывов типа "Бей жидов!");
C. прямые и непосредственные призывы к дискриминации;
D. призывы к дискриминации в виде общих лозунгов;
E. завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражений "хорошо было бы сделать с теми то и то", "давно пора ..." и т.п.);




